«Единственное, что мешает мне учиться, – это полученное мной образование».
Альберт Энштейн
ОБРАЗОВАНИЕ
Ценность образования понимает практически каждый человек. Зачастую независимо даже от того, доступно оно ему или не очень. А вот что вкладывает в это понятие каждый из нас – это интересно.
Для кого-то образование – это обучение профессии, то есть приобретение инструмента для выживания или для получения хорошо оплачиваемой работы. Для кого-то это набор интеллектуальных знаний о том, что существует в мире – как называется, как работает. Для кого-то образование – это высокий культурный статус, знание и понимание мировых произведений искусства: художественных, музыкальных, кинематографических. Для кого-то образование может быть методологически-навыковым для всё большего расширения своих возможностей. Для кого-то оно может быть религиозным или эзотерическим.
И, пожалуй, каждый будет прав.
Во-первых, в корне слова «образование» лежит слово «образ» и довольно логично, что процесс образования можно рассматривать как набор всё новых и новых образов мира и их расширение. В этом варианте толкования образование – это творение своего мировоззрения, воззрения на мир. А мир, как известно, очень велик и многогранен, поэтому его образов можно постигать великое множество. И этих знаний и впечатлений о мире современному человеку может потребоваться довольно много – от названий предметов и явлений до языков и менталитета разных жителей планеты; от особенностей своей профессии до принципов торговли и энергообмена между людьми; от навыков взаимодействия с природой и стихиями до постижения и управления своим сознанием. А сколько нам сейчас приходится постигать компьютерную грамотность!
Во-вторых, слово образование может обозначать явление. Образование чего-либо. Сталактитов, например. Или земной коры. И это очень интересное наблюдение, потому что в любом образовательном процессе человека действительно происходит образование – нового человека. Если мы говорим о ребёнке, то он формируется от своих основ. Если о взрослом человеке, то он формируется в обновлённой версии себя, происходит некоторый апгрейд. С любым новым знанием, навыком или вынужденным опытом образовавшийся человек заметно отличается от себя вчерашнего. И знаете, это понимание сильно опровергает ещё недавно довольно распространённое убеждение о том, что люди не меняются. На самом деле меняются, меняются с каждым новым пониманием мира, с каждым новым осознованием себя и окружающих.
Эволюция – это не только понятие мира биологического. Ей поддаются не только физиологические навыки приспособления к окружающей среде, но и более тонкая материальная структура человека, такая как сознание. Эволюционированию подвергаются эмоциональный, ментальный, и, как следствие, духовный миры человека. Лишь вопрос открытости или закрытости человека этим изменениям определяет их направление и скорость.
Помнится в школе на уроке обществознания очень впечатлил рассказ учительницы о парадоксе знания. Его суть в том, что объём постижения набранных человеком знаний, представляет собой некоторую сферу. Граница этой сферы является границей с непознанным. И когда объём познанного увеличивается, увеличивая в размерах эту сферу знаний, граница с непознанным, с тайным тоже увеличивается.
Этот принцип, похоже, отражает один из глубинных законов мироздания и обеспечивает нас смыслами бытия. Ведь нам всегда есть чем заняться. А, может быть, даже и возможностью варьировать продолжительность своей жизни. Ведь, согласитесь послания «фу, какой гадкий и несправедливый этот мир, не хочу ничего о нём знать (слышать, видеть)» и «ого, как много в этом мире удивительного и интересного» очень разнятся и влекут за собой разные следствия.
В современном мире, расширяющемся с катастрофической скоростью, понимание этого парадокса актуально как никогда. Мы повсеместно замечаем сейчас, что понятие образования, во-первых, расширилось в своей сути до безграничных масштабов. А во-вторых, приобрело такое свойство и такой критерий, как непрерывность. Да, образование для тех людей, что собираются жить в ногу со временем, с всё ускоряющимися эволюционными процессами становится непрерывным. Оно становится важным инструментом и смыслом жизни современного человека.
Уже очевидно, что одна профессия на всю жизнь, как призвание, как дело жизни, становится всё более редким явлением. Уже очевидно, что многие профессии уходят в лету, потому что их выполняют компьютеры и роботы. Уже очевидно, что просто складировать в своей оперативной памяти материалы школьной программы, когда её смысл многие критично осмысливают и когда через интернет можно в любой момент получить очень развёрнутые и богатые красочными образами знания, не всегда целесообразно. Уже очевидно, что выучить только английский недостаточно. Уже очевидно, что учить несколько языков тоже может скоро стать не актуальным из-за разработок онлайн переводчиков. Уже заметно, что инженерия и программирование просочились во все профессии и сферы нашей жизни. Уже очевидно, что творчество стало доступно большому количеству людей и обретает новые смыслы, потому что стать в наше время выдающимся художником, музыкантом или поэтом шансов крайне мало.
Что же? Что же тогда предпринимать в этой связи нам с вами и нашим детям?
Ведущие социологи, политологи и психологи пришли к выводу, что акцент и образовательные задачи необходимо переводить с механического набора знаний на развитие в себе и в детях тех качеств и компетенций, которые будут способствовать жизни в новых условиях. Качеств, которые позволят людям оставаться конкурентно способными в мире постоянных изменений, а также в мире искусственного интеллекта и роботов.
Да, такие понятия, как компетенция и метанавык, основательно вошли в нашу жизнь. В разных источниках то и дело возникают их перечни и рейтинги по степени важности в современных условиях. И эти источники несут в себе некоторую вариативность, от которой требования к человеку в целом кажутся довольно объёмными.
Системное и критическое мышление; общение и межотраслевая коммуникация; управление проектами и процессами; работа с контентом; работа с ИТ-системами; сотрудничество и командная работа; работа в условиях неопределённости; мультикультурность и открытость; осознанность; творчество и инновационное мышление; гибкость и адаптивность; инициатива и самостоятельность; лидерство и ответственность – перечень впечатляющий и неуступающий количеству изучаемых предметов в школе.
Если говорить о подрастающем поколении, надо признать, что в системе образования делаются важные шаги в направлении необходимых изменений и требований времени – проектная деятельность, командные задания, попытки психологического сопровождения, сотрудничество школ с прогрессивными высшими учебными заведениями. Но далеко не повсеместно и не всегда качественно. Эти реформации, скорее, удел прогрессивных людей и заведений. Причём даже в них это происходит не всегда эффективно. Во-первых, потому что взращивать метанавыки приходится, преодолевая чрезмерную учебную нагрузку и разорванное ею на фрагменты мышление детей. А во-вторых, потому что у подрастающих ребят имеется огромный дефицит осознанности и замотивированности в этом вопросе. Есть чуйка, что надо как то по-другому, и внутреннее (или внешнее) сопротивление, но зачастую нет понимания как и зачем.
Помощь детям в обретении этой осознанности и целеустремлённой энергичности – дело очень важное, во многом зависящее от родителей и семейных ценностей, от того, что транслируют учителя. И дело очень тонкое. Помощь, не вызывающая сопротивления, открывающая веру в свободный выбор и право опираться на свои внутренние импульсы, при этом дающая современные ориентиры и допускающая смелость действия. Такая помощь требует большого мастерства. А, к сожалению, такой опыт взаимодействия с самим собой имеется даже далеко не у каждого взрослого. Исторический и эволюционный путь человеческого сознания даёт о себе знать.
Поэтому путь в новое образование и в новое существование – это наше совместное движение: детей, родителей, учителей. И хочется верить, что этот длинный список компетенций и качеств человека будущего поможет нам сориентироваться и выбрать верное направление. Ведь именно такой подход делает образование человекоцентрированным. Главным становится образ самого человека, внимание уделяется его развитию и его уникальности. И уже дальше из этой отправной точки – от человека во всём его величии, непознанности и таинственности, рождается его жизнь, его смыслы и его деяния.