Счастье само по себе дело беспокойное
Публилий Сир
ПСИХОЛОГИЯ
Психология прочно вошла в нашу жизнь. Да, её не преподают в общеобразовательных школах. И на это есть свои причины. Но интерес к самопознанию и саморазвитию сейчас очень велик. Спрос рождает предложение, и огромное количество психологических и духовно-эзотерических центров, семинаров, программ, сайтов и статей психологического толка ярко это отражает.
И так уж устроена наша жизнь, что двигаться в этих направлениях чаще всего нас вынуждают проблемы. Есть какая-то ситуация в настоящем моменте – личная, семейная, общественная, которая нам очень не нравится, которая причиняет дискомфорт и боль. И есть мечта, высокий сон, о том, как хотелось бы жить. Жить...И для каждого человека эта желаемая трансформация, путь этого сказочного перевоплощения, очень индивидуальны. Ведь каждый человек, как вселенная, имеет свой сугубо личный микрокосмос. У каждого свой неповторимый набор желаний, чувств, идей, черт характера, способов и скоростей действия, и что немаловажно, у нас разные стартовые позиции.
Психологическое консультирование, психотерапия, конечно, являются одним из верных и эффективных помощников в этом переходе из ситуации настоящей в ситуацию желаемую. И ещё в том, чтобы даже просто заметить этот свой переход. Потому что часто бывает так, что человек очень сильно изменился, и жизнь вокруг поменялась, а он думает о себе и об окружающих обстоятельствах и действует так же, как много лет назад. Так вот удивительно устроена наша психика.
Понятие «психология» произошло от древнегреческих ψυχή «душа; характер» и λόγος «учение, наука».
Когда на детских занятиях доводится рассказывать об этом, большинство ребят непременно обхихикивают с разных сторон первый корень этого слова – псих. У каждого свои ассоциации и свои чувства по этому поводу. Действительно, слыша слово псих, современному человеку трудно понять, что это про душу и характер. Перед глазами скорее появляется некоторый неоднозначный и, возможно, даже пугающий образ человека. И яркая реакция непосредственных детей зачастую показывает неравнодушие в этом вопросе. С сильными, трудно контролируемыми эмоциями, своими или окружающих людей, многим из нас доводилось сталкиваться. И каждый вынужден учиться как-то обходиться внутри себя с этим явлением.
Возникает ряд вопросов. А откуда берутся эти яркие эмоции, с которыми бывает так трудно справиться? И если они могут быть неконтролируемые или контролируемые, то кто, как и при помощи чего их контролирует? И можно ли этому учиться? И нужно ли?
Контролировать сильные эмоции многие из нас научились, конечно же. В подобающей обстановке, например. С помощью силы воли, хочется сказать. Но, на самом деле, за этой силой воли стоят обычно довольно жёсткие убеждения типа – я должен/должна держать себя в руках; нельзя, потому что обо мне плохо подумают; это опасно, потому что ко мне могут применить силу, и ещё много других разных вариантов. Среди них могут быть и очень позитивные импульсы, типа я не хочу причинять близким боль. Позитивность, к сожалению, здесь относительна, ровно настолько, насколько это делается в ущерб себе.
Но даже эти внутренние установки не являются гарантией того, что накопленное напряжение, а точнее страх, злость, грусть, вина или стыд не вырвутся наружу при первом удобном случае. И, может быть, не по адресу, и, может быть, эти чувства не будут уже похожи на себя, а замаскируются под яростную заботу о других. Но они всегда ищут выхода.
Так значит, психология это про чувства и мысли? Скорее, да. Она помогает человеку понять свой внутренний мир, нащупать личностные ориентиры и назвать их самому себе. Часто бывает, что самому человеку это сделать очень трудно, и он блуждает среди нескольких своих привычных чувств и убеждений, как среди трёх сосен и, не видя выхода, начинает смиряться, терпеть и, что называется, доживать. Сейчас даже название этому явлению появилось – выученная беспомощность. И в таком случае уместный вопрос, взгляд со стороны или эмоциональная поддержка специалиста могут помочь изменить свою жизнь.
Ну а как же тело? Является ли оно объектом изучения психологии?
Как же радоваться, не улыбаясь или не пританцовывая? А сильно грустить не плача? А думать о чем-то важном, не хмурясь? А любить без тепла в груди? Или без волны по позвоночнику? А дарить любовь без ласки рук и нежности губ? И как нам узнать о намерениях другого человека? И по чему мы судим об окружающих? По действиям ведь и по поступкам.
Всё-таки психология это и про тело. И с одной стороны, про поведение тела, а с другой стороны, про его строение. Сейчас раскрыты большие возможности для изменения своего тела, для придания ему большей свободы, естественности и раскрепощённости. Делается это через одновременную работу и с телом и с внутренним миром. В формате психологии этим целенаправленно занимается телесно-ориентированная психотерапия. Или же можно двигаться в этом направлении в самостоятельном режиме, параллельно занимаясь разнообразными телесными практиками и психологическим развитием. Такое взаимодействие с собой и своим телом в силах снимать мышечные зажимы и деформации заработанные годами стрессового мировоззрения и жизни в режиме выживания и приспособления. А эти зажимы и деформации, действительно, набираются, задавая характерные особенности строения тела. Например, сутулость или выдающаяся вперёд грудь, выражение лица хмурое или улыбающееся, фигура приземистая или лёгкая и воздушная... Не спроста люди выдумали целые учения о том, как определять состояние человека по мимике, по положению и строению его тела. И, что удивительно, есть состояния динамично меняющиеся, а есть базовые, отражающие некоторый лейтмотив жизни человека.
Почему пишем об этом? А потому что центр у нас психолого-образовательный, и одна из главных его задач – это помощь в формировании объёмных целостных представлений о человеке и мире.
С помощью самых разных инструментов.
Контролировать сильные эмоции многие из нас научились, конечно же. В подобающей обстановке, например. С помощью силы воли, хочется сказать. Но, на самом деле, за этой силой воли стоят обычно довольно жёсткие убеждения типа – я должен/должна держать себя в руках; нельзя, потому что обо мне плохо подумают; это опасно, потому что ко мне могут применить силу, и ещё много других разных вариантов. Среди них могут быть и очень позитивные импульсы, типа я не хочу причинять близким боль. Позитивность, к сожалению, здесь относительна, ровно настолько, насколько это делается в ущерб себе.
Но даже эти внутренние установки не являются гарантией того, что накопленное напряжение, а точнее страх, злость, грусть, вина или стыд не вырвутся наружу при первом удобном случае. И, может быть, не по адресу, и, может быть, эти чувства не будут уже похожи на себя, а замаскируются под яростную заботу о других. Но они всегда ищут выхода.
Знаете, есть интересный вариант описания внутреннего мира человека.
«Внутренний мир человека – это мысли по поводу чувств, чувства по поводу мыслей, мысли по поводу мыслей, чувства по поводу чувств». Из этого оригинального описания можно услышать, что вся жизнь человека состоит из большого количества перебежек от одного состояния к другому. И этот внутренний мир может быть очень богатым и интересным, а может быть очень конфликтным и выматывающим, как для самого человека, так и для окружающих.Как же радоваться, не улыбаясь или не пританцовывая? А сильно грустить не плача? А думать о чем-то важном, не хмурясь? А любить без тепла в груди? Или без волны по позвоночнику? А дарить любовь без ласки рук и нежности губ? И как нам узнать о намерениях другого человека? И по чему мы судим об окружающих? По действиям ведь и по поступкам.
Всё-таки психология это и про тело. И с одной стороны, про поведение тела, а с другой стороны, про его строение. Сейчас раскрыты большие возможности для изменения своего тела, для придания ему большей свободы, естественности и раскрепощённости. Делается это через одновременную работу и с телом и с внутренним миром. В формате психологии этим целенаправленно занимается телесно-ориентированная психотерапия. Или же можно двигаться в этом направлении в самостоятельном режиме, параллельно занимаясь разнообразными телесными практиками и психологическим развитием. Такое взаимодействие с собой и своим телом в силах снимать мышечные зажимы и деформации заработанные годами стрессового мировоззрения и жизни в режиме выживания и приспособления. А эти зажимы и деформации, действительно, набираются, задавая характерные особенности строения тела. Например, сутулость или выдающаяся вперёд грудь, выражение лица хмурое или улыбающееся, фигура приземистая или лёгкая и воздушная... Не спроста люди выдумали целые учения о том, как определять состояние человека по мимике, по положению и строению его тела. И, что удивительно, есть состояния динамично меняющиеся, а есть базовые, отражающие некоторый лейтмотив жизни человека.
И опять вопрос. А почему же эти внутренние состояния человека могут меняться? Ну жил бы и жил себе всегда радостный. Или всегда серьёзный. Нет, кидает из одного настроения в другое. И обратно. Почему?
А, может быть, потому что вокруг всё время что-то происходит? Меняются люди, события, обстановка, приходит новая информация. Но тогда получается, что человек – это совокупность реакций на внешний, окружающий мир!? А ведь, похоже.
И как же тогда психологии не изучать то, что происходит в мире? Как не изучать закономерности и причинно-следственные связи, оказывающие влияние на жизнь и поведение человека? И рано или поздно не задаться вопросом – зачем? Действительно, а зачем это всё происходит?
Поиск смысла жизни это вопрос, которым не только философы занимаются. В определенный момент жизни практически каждый человек задаётся вопросом – а собственно, чего ради он всё вот это делает, терпит, преодолевает, вообще живёт?
Здесь на помощь приходят такие направления современной психологии, как экзестенциальная и трансперсональная психотерапии, которые помогают нащупать смыслы своей жизни и обрести расширенный взгляд на обыденные вещи.
Получается, психология занимается и постижением мира окружающего. Не так, конечно, как в учебнике по окружающему миру ) Скорее, она всё-таки изучает связь внутреннего мира человека и мира внешнего. Но ведь для этого, конечно, нужно довольно хорошо знать устройство обоих этих миров.
И здесь начинается переход, граница (или же, наоборот, слияние) между психологией и образованием, постижением мира во всем его потрясающем и стихийном обличии.
С помощью самых разных инструментов.